Механическая коробка переключения передач (она же МКПП, она же «механика») требует к себе большего внимания и что бы управлять автомобилем с МКПП необходим гораздо больший опыт управления чем для автомобиля с АКПП (в народе - «автомат»). Основное отличие между коробками переключения передач состоит в том, что на «механике» используется «прямое соединение» двигателя с колесами автомобиля, а в «автомате» соединение происходит через специальный блок, «гидротрансформатор», плавно передающий крутящий момент от двигателя к колесам.

 АКППКак не бывает бесплатного сыра в мышеловке, так и за счет получения этой «плавности» мы теряем КПД двигателя, а значит увеличивается расход топлива, не можем затормозить двигателем, автомобиль медленно разгоняется, и в случае поломки транспортировать автомобиль можно только на эвакуаторе. Да и управление автомобиля с "автоматом" имеет свои особенности, но тем не менее он выигрывает у «механики» при езде в городе в условиях пробок, где зачастую можно двигаться только короткими рывками и «перебежками» от одной пробки к другой.

МКППСоединение двигателя с колесами в механической коробке передач происходит через соединение шестеренок различного диаметра, и, переключая передачу, мы соединяем двигатель и колеса через шестеренку уже другого диаметра, тем самым меняя коэффициент крутящего момента двигателя. То есть, при одних и тех же оборотах двигателя соединение с шестеренкой большого диаметра (первая передача) дает нам меньшую скорость вращения колес (лучшее сцепление с дорогой, меньше проскальзывание), а с равным (обычно это 4 передача) или с большим диаметром (5 передача) увеличивает скорость вращения колес. Таким образом, механическая коробка даёт возможность регулировать «усилие двигателя» при движении, включая ту или иную передачу мы можем верно распределять нагрузку двигателя в различных дорожных ситуациях - трогание, остановка, подъем в гору, движение на скоростной автостраде. Но то что мы самостоятельно регулируем соединение двигателя с колесами имеет один «большой и жирный минус» - необходимо постоянно менять передачи, задействую для этого и руку для изменения положения рычага коробки передач, и ногу, для нажатия и отжатия педали сцепления. Так же нет возможности путем «нажатия одной педали» увеличить скорость до максимума, необходимо последовательно переключать передачи с первой до пятой, но при этом всегда можно, выключив передачу (достаточно нажать на педаль сцепления), понизить скорость с максимальной до нуля.

Тем не менее, управление автомобилем с МКПП имеет множество достоинств и преимуществ по сравнению с АКПП - высокая надежность, больший КПД, меньший расход топлива, лучшая динамика разгона автомобиля, простота в обслуживании и ремонте, возможность торможения двигателем и запуск «с наката», буксировка на тросе на любые расстояния.